Принято
на Управляющем Совете
протокол №1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ООШ № 21
____________
И.В.Пахоми
Приказ №2-ОД от 02.09.2024 г.
Положение
О проведении лабораторных работ и практических занятий
в МКОУ ООШ №21
Настоящее положение применяется в целях упорядочения требований,
предъявляемых к оформлению и проведению лабораторных работ и практических
работ.
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 04.08.2023 № 468-ФЗ «О внесении изменений в статьи
97 и 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 «Об
утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил
проведения мероприятий по оценке качества образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021
г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)
начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
06.10.2009 № 373;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
17.12.2010 № 1897;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного
общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Уставом МКОУ ООШ № 21.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Рекомендациями по
планированию, организации проведению лабораторных работ и практических
занятий в общеобразовательных учреждениях.
1.3 К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные
работы и практические занятия, направленные на экспериментальное
подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических
умений и навыков.
1.4 В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных
занятий обучающиеся выполняют одну лабораторную работу или одну
практическую работу под руководством преподавателя в соответствии с
изучаемым содержанием учебного материала.
1.5.Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий
направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным темам изучаемого предмета;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию
единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных, аналитических, проектировочных, конструктивных
умений и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально-значимых
качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая
инициатива.
1.6. При
проведении лабораторных работ и практических занятий
класс
может делиться на подгруппы.
1.7. Практические и лабораторные работы оформляются учащимися в письменном
виде и проверяются учителем.
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и
практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и
практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
2.2. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является
экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических
положений при изучении данной дисциплины.
2.3.Ведущей дидактической целью практических занятий является
формирование учебных и практических умений, необходимых в последующей
учебной деятельности по изучаемому предмету.
Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на
реализацию образовательных стандартов.
2.4.В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик
расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с
методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их
качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений,
процессов и др.
2.5. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из
сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и
межпредметных связей, из того, какое место занимает конкретная работа в
совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования
целостного представления о содержании учебной дисциплины.
2.6. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с
ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в
ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и
навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным
оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать,
анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения,
самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
2.7. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе
экспериментальных, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с
измерительными приборами, оборудованием.
2.8. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными
практическими умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий
обобщаются,
систематизируются,
углубляются
и
конкретизируются
теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать
теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.9. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в
примерных и рабочих учебных программах по предмету в разделе "Содержание
учебной дисциплины".
2.10. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия
должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли
быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество часов,
отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в
тематических планах примерных и рабочих учебных программах.
2.11. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих
программах по предмету, а также количество часов на их проведение могут
отличаться от рекомендованных примерной программой.
3. Организация и проведение лабораторных и практических занятий
3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться на
специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными
элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности
обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также
организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или на
специально оборудованных рабочих местах. Необходимыми структурными
элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности
обучающихся, являются инструктаж, проводимый учителем, а также анализ и
оценка выполненных работ.
3.3.Перед лабораторной работой или практическим занятием учителюпредметнику
необходимо
получить
информацию
об
отсутствии
противопоказаний у обучающихся к веществам, реактивам, которые
используются при выполнении работы. Данную информацию предоставляют
классные руководители (по результатам письменных опросов родителей на
родительских собраниях)
3.4. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует
проверка знаний обучающихся их теоретической готовности к выполнению
задания.
По каждой лабораторной
работе
и
практическому
занятию
учителем - предметником должны быть разработаны методические указания по
их проведению.
3.5. Лабораторные работы
и
практические
занятия
могут
носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
3.6. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их
выполнении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых
указаны цель работы, оборудование, материалы и их характеристики, порядок
выполнения работы, таблицы, выводы.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их
проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан
порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся
самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы
в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся
должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них
теоретические знания.
При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо
находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и
поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной
деятельности.
3.7. Формы организации обучающихся на лабораторных работах и
практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют
одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется
группами по 2-4 человека.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
3.8. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и
практических занятий рекомендуется:
разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся
методическими указаниями, применительно к конкретным разделам и
темам;
подчинение методики проведения лабораторных работ и практических
занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками
для обучающихся;
использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ,
построенных на проблемной основе;
применение коллективных и групповых форм работы, максимальное
использование
индивидуальных
форм
с
целью
повышения
ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение
полного объема работ;
проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном
уровне трудности с включением в них заданий, связанных с
самостоятельным отбором необходимого оборудования;
подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в
более быстром темпе, для эффективного использования времени,
отводимого на лабораторные работы и практические занятия.
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий
4.1 Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по
предмету определяется учителем- предметником.
4.2. Оформление лабораторных работ и практических занятий по предмету
ведется в отдельных тетрадях для лабораторных и практических работ, которые
хранятся в кабинете.
4.3. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий
выставляются по пятибалльной системе.
5. Требования к оформлению лабораторных и практических работ
5.1. Описания практических работ должны содержать:
число;
№
п/п
номер практической или лабораторной работы;
наименование работы;
цель работы;
перечень используемых веществ;
отчет о выполнении лабораторной или практической работы должен быть
представлен в форме таблицы:
Что делали
Что наблюдали
Выводы и уравнения реакций.
в содержание отчета должны быть включены необходимые решения,
ответы на контрольные вопросы, вывод о проделанной работе,
соответствуюшие рисунки.
5.2. Перед выполнением практической и
лабораторной
работы
учительпредметник проверяет готовность обучающихся к ее выполнению.
5.3.Учитель-предметник контролирует выполнение обучающимися практической
работы и лабораторной работы в соответствии с инструкцией по проведению.
5.4.Текст разрешено вписывать четким разборчивым почерком, пастой синего
цвета.
5.5.Учитель-предметник проверяет отчет обучающегося о выполненной
практической работе и делает отметку в классном журнале в соответствии с
правилами ведения журнала.
5.6.В соответствии с графиком ВШК заместитель директора по УВР
осуществляет контроль за проведением практических и лабораторных работ.
5.7.Тетради для практических и лабораторных работ обучающихся хранятся в
кабинете до конца учебного года.
Приложение 1
Лабораторные работы по биологии 5 класс
n/n Дата
Название лабораторной работы
1. 16.10.2024 №1«Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки,
мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете. Ознакомление с
устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними»
2. 23.10.2024 №2«Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза
(натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с
помощью лупы и светового микроскопа»
3. 20.11.2024 №3 «Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере
самостоятельно приготовленного микропрепарата)»
4. 04.12.2024 №4 «Наблюдение за потреблением воды растением»
5. 11.12.2024 «Ознакомление с принципами систематики организмов»
6. 19.02.2025 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»
7. 16.04.2025 «Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)»
Лабораторные работы по биологии 6 класс
n/n
1.
2.
3.
Дата
01.10.2024
15.10.2024
22.10.2024
4.
5.
05.11.2024
12.11.2024
6.
26.11.2024
7.
03.12.2024
8.
10.12.2024
9.
17.12.2024
Название лабораторной работы
№ 1 «Обнаружение неорганических и органических веществ в растении»
№ 2 «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)»
№ 3 «Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или
гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие
растения»
№ 4 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»
№ 5 «Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере
гербарных экземпляров или живых растений.
№ 6 «Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени,
тополя и других растений)»
№ 7 «Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом
микропрепарате)»
№ 8 «Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на
комнатных растениях)».
№ 9 «Исследование строения корневища, клубня, луковицы»
№ 10 «Изучение строения цветков»
№ 11 «Ознакомление с различными типами соцветий»
№ 12 «Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями»
№ 13 «Изучение роли рыхления для дыхания корней»
№ 14 «Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине»
№ 15 «Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт».
«Определение условий прорастания семян»
16. 15.04.2025 № 16 «Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях
(на примере фасоли или посевного гороха)»
17. 20.05.2025 № 17 «Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование
побегов, черенкование листьев и другие) на примере комнатных растений
(традесканция, сенполия, бегония, сансевьера и другие растения)»
10.
11.
12.
13.
14.
15.
24.12.2024
14.01.2025
18.02.2025
04.03.2025
18.03.2025
08.04.2025
Лабораторные работы по биологии 7 класс
n/n Дата
Название лабораторной работы
1. 19.09.2024 № 1 «Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады и
хлореллы)»
2. 26.09.2024 № 2 «Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на примере спирогиры
и улотрикса)»
3. 17.10.2024 № 3 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)»
4. 14.11.2024 № 4 «Изучение внешнего строения папоротника или хвоща»
5. 28.11.2024 № 5 «Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян голосеменных растений
(на примере ели, сосны или лиственницы)»
6. 12.12.2024 № 6 «Изучение внешнего строения покрытосеменных растений»
7. 26.12.2024 № 7 «Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные (Капустные),
Розоцветные (Розовые) на гербарных и натуральных образцах»
8.
9.
10.
11.
12.
13.
09.01.2025 № 8 «Изучение признаков представителей семейств: Мотыльковые (Бобовые),
Паслёновые, Сложноцветные (Астровые) на гербарных и натуральных образцах»
16.01.2025 № 9 «Изучение признаков представителей семейств: Лилейные, Злаки (Мятликовые) на
гербарных и натуральных образцах»
03.04.2025 № 10 «Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах)»
24.04.2025 № 11 «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение шляпочных
грибов на муляжах)»
15.05.2025 № 12 «Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных (пеницилл)
плесневых грибов»
29.05.2025 № 13 «Изучение строения лишайников»
Лабораторные и практические работы по биологии 8 класс
n/n
Дата
1.
6.09
2.
9.09
3.
20.09
4.
20.09
5.
21.10
6.
29.11
7.
2.12
8.
27.12
Название
лабораторной
работы
№ 1 «Действие
каталазы на пероксид
водорода»
№ 2 «Клетки и ткани
под микроскопом»
№ 3 Строение костной
ткани»,
«Состав
костей»
№ 4 «Сравнение
крови человека с
кровью лягушки».
№ 5 «Состав
вдыхаемого и
выдыхаемого
воздуха»
№ 6 «Дыхательные
движения»
Дата
Название практической работы
13.09
№ 1 «Получение мигательного рефлекса и его
торможение».
27.09
№ 2 «Исследование строения плечевого пояса и
предплечья»
№ 3 «Изучение расположения мышц головы»
№ 7 Действие
ферментов слюны на
крахмал».
№ 8 «Действие
ферментов
18.11
4.10
11.10
№ 4 «Проверка правильности осанки», «Выявление
плоскостопия», Оценка гибкости позвоночника»
11.11
№ 5 «Изучение явления кислородного голодания»
15.11
№ 6 «Определение ЧСС, скорости кровотока»,
«исследование рефлекторного притока крови к
мышцам, включившимся в работу»
№ 7 «Доказательство вреда табакокурения»
22.11
№ 8 «Функциональная сердечно – сосудистая
проба»
желудочного сока на
белки»
9.
10.
11.
6.12
9.12
20.12
12.
27.01
13.
24.02
14.
15.
16.
28.02
7.03
14.03
17.
18.
19.
21.03
31.03
11.04
№ 9 «Измерение обхвата грудной клетки»
№ 10 «Определение запыленности воздуха»
№ 11«Определение местоположения слюнных
желез»
№ 12 «Определение тренированности организма по
функциональной пробе с максимальной задержкой
дыхания до и после нагрузки»
№ 13 «Изучение действия прямых и обратных
связей»
№ 14 «Штриховое раздражение кожи»
№ 15 «Изучение функций отдела головного мозга»
№ 16 «Исследование реакции зрачка на
освещенность», «Исследование принципа работы
хрусталика, обнаружение слепого пятна»
№ 17 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
№ 18 «Исследование тактильных рецепторов»
№ 19 «Перестройка динамического стереотипа»
20.
25.04
№ 20 «Изучение внимания»
Лабораторные работы по биологии 9 класс
n/n
1.
2.
3.
Дата
23.09
21.10
26.12
4.
5.
9.01
6.03
6.
28.04
Название лабораторной работы
№ 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
№ 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения»
№ 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных
Видов»
№ 4 «Изучение изменчивости у организмов»
№ 5 «Приспособленность организмов к среде
обитания»
№ 6 «Оценка качества окружающей среды»
Практические работы по географии 5 класс
n/n
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Дата
Название практической работы
12.09.2024 № 1 «Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в
групповой работе, форма систематизации данных»
19.09.2024 № 2 «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным
учителем вопросам»
07.11.2024 № 3 «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные
периоды»
21.11.2024 № 4 «Определение направлений и расстояний по плану местности»
12.12.2024 № 5 «Составление описания маршрута по плану местности»
26.12.2024 № 6 «Определение географических координат объектов и определение объектов по их
географическим координатам»
09.01.2025 № 7 «Определение направлений и расстояний по карте полушарий»
27.02.2025 № 8 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца
над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на
территории России»
17.04.2025 № 9 «Описание горной системы или равнины по физической карте»
29.05.2025 № 10 «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой»
Практические работы по географии 6 класс
n/n
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дата
Название практической работы
04.10.2024 № 1 «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам»
11.10.2024 № 2 «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме
презентации»
08.11.2024 № 3 «Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их
систематизация в форме таблицы»
10.01.2025 № 4 «Представление результатов наблюдения за погодой своей местности в виде розы
ветров»
31.01.2025 № 5 «Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной
влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды»
28.02.2025 № 6 «Характеристика растительности участка местности своего края»
18.04.2025 № 7 «Характеристика локального природного комплекса»
Практические работы по географии 7 класс
n/n
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Дата
Название практической работы
05.09.2024 № 1 «Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон»
19.09.2024 № 2 «Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых говорится в
тексте»
24.09.2024 № 3 «Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления
закономерностей распространения крупных форм рельефа»
22.10.2024 № 4 «Описание климата территории по климатической карте и климатограмме»
12.11.2024 № 5 «Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод
Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и
восточных побережий материков»
19.11.2024 № 6 «Сравнение двух океанов по предложенному учителем плану с использованием
нескольких источников географической информации»
28.11.2024 № 7 «Определение, сравнение темпов изменения численности населения отдельных
регионов мира по статистическим материалам»
03.12.2024 № 8 «Определение и сравнение различий в численности, плотности населения
отдельных стран по разным источникам»
17.12.2024 № 9 «Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам»
24.12.2024 № 10 «Объяснение годового хода температур и режима выпадения атмосферных
осадков в экваториальном климатическом поясе»
30.01.2025 № 11 «Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки и Австралии по
плану»
06.02.2025 № 12 «Сравнение географического положения двух (любых) южных материков»
11.02.2025 № 13 «Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной из
стран Африки или Южной Америки»
13.02.2025 № 14 «Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки по
географическим картам»
03.04.2025 № 15 «Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной
географической широте, на примере умеренного климатического пляса»
10.04.2025 № 16 «Представление в виде таблицы информации о компонентах природы одной из
природных зон на основе анализа нескольких источников информации»
06.05.2025 № 17 «Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений
на территории Северной Америки и Евразии»
13.05.2025 № 18 «Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме
презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа
страны и т. д.)»
20.05.2025 № 19 «Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из
стран мира в результате деятельности человека»
Практические работы по географии 8 класс
n/n
1.
2.
3.
4.
Дата
17.09
25.09
15.10
5.11
5.
27.11
6.
10.12
7.
11.12
8.
18.12
9.
25.12
10.
14.01
11.
22.01
12.
5.02
13.
18.03
14.
15.
16.
8.04
22.04
29.04
17.
13.05
Название практической работы
№ 1 «Определение поясного времени для различных населенных пунктов»
№ 2 «Характеристика географического положения России, США и Канады»
№ 3 «Анализ административно – территориального деления России»
№ 4 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере
отдельных территорий»
№ 5 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
радиационного баланса»
№ 6 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных
пунктов»
№ 7 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для
характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»
№ 8 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт
и климатограмм»
№ 9 «Объяснение закономерностей размещения разных видов суши и связанных с
ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и
климата»
№ 10 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России,
составление прогноза их использования»
№ 11 «Выявление условий образования основных типов почв и оценка их
плодородия»
№ 12 «Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях
изменения других компонентов природного комплекса»
№ 13 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов
России»
№ 14 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России»
№ 15 «Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России»
№ 16 «Выявление и сравнение природно – ресурсного капитала различных районов
России»
№ 17 «Определение главных районов животноводства в России»
Практические работы по географии 9 класс
n/n
1.
Дата
11.09
2.
3.
13.09
18.10
4.
11.12
5.
29.01
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
31.01
14.02
21.02
26.02
14.03
21.03
18.04
Название практической работы
№ 1 «Выделение границ природных, экономических и географических районов в
западном и восточном регионов страны»
№ 2 «Чтение карты угольной промышленности»
№ 3 «Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского
хозяйства»
№ 4 «Составление туристического маршрута по природным и туристическим
местам»
№ 5 «Оценка природных ресурсов и условий Северного Кавказа на основе
тематических карт»
№ 6 «Развитие рекреации на Северном Кавказе»
№ 7 «Экологические проблемы Поволжья»
№ 8 «Оценка ресурсов региона на основе карт»
№ 9 «Оценка отраслей специализации Урала»
№ 10 «Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири»
№ 11 «Оценка географического положения Дальнего Востока»
№ 12 «Оценка географического положения ЦЧР»
Практические и лабораторные работы по химии 8 класс
n/n
Дата
1.
2.09
2.
11.09
3.
18.09
4.
23.09
5.
7.10
6.
27.11
7.
27.11
8.
9.12
9.
15.01
10.
12.03
11.
12.03
12.
17.03
13.
31.03
14.
31.03
Название лабораторной
работы
№1 «Изучение физических
свойств сахара и серы»
Дата
Название практической работы
9.09
№ 2 «Разделение смеси,
состоящей из порошков
железа и серы»
№ 3 «Примеры физических
явлений»
№ 4 «Примеры химических
явлений»
№ 5 «Ознакомление с
образцами простых и сложных
веществ»
№ 6 «Разложение основного
карбоната меди (II)
16.09
№ 1 «Приемы безопасной работы с
оборудованием и веществами. Строение
пламени»
№ 2 «Очистка загрязненной поваренной
соли»
16.12
№ 3 «Получение и свойства кислорода»
20.01
№ 4 «Получение водорода и
исследование его свойств»
№ 5 «Приготовление раствора с
определенной массовой долей
растворенного вещества (соли)»
№ 6 «Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие классы
неорганических соединений»
5.02
9.04
№ 7 «Реакция замещения меди
железа»
№ 8 «Ознакомление с
образцами оксидов»
№ 9 «Взаимодействие
водорода с оксидом меди (II)
№ 10 «Свойства растворимых
и нерастворимых оснований»
№ 11 «Взаимодействие
щелочей с кислотами»
№ 12 «Взаимодействие
гидроксида цинка с
растворами кислот и
щелочей»
№ 13 «Действие кислот на
индикаторы»
№ 14 «Отношение кислот к
металлам»
Практические и лабораторные работы по химии 9 класс
n/n
Дата
1.
8.10
2.
22.10
3.
19.11
4.
26.11
5.
28.11
Название лабораторной
работы
№ 1 «Реакция между
растворами электролитов»
Дата
Название практической работы
17.09
№ 2 «Вытеснение галогенами
друг друга из растворов их
соединений»
№ 3 «Ознакомление с
образцами серы и ее
природных соединений»
№ 4 «Качественная реакция на
сульфид – ионы»
№ 5 «Качественная реакция на
15.10
№ 1 «Изучение влияния условий
проведения химических реакций на ее
скорость»
№ 2 «Решение экспериментальных
задач по теме «Свойства кислот,
оснований и солей как электролитов».
№ 3 «Получение соляной кислоты и
изучение её свойств».
12.11
5.12
19.12
№ 4 «Решение экспериментальных
задач по теме «Кислород и сера».
№ 5 «Получение аммиака и изучение
6.
3.12
7.
24.12
8.
4.02
9.
6.02
10.
25.02
11.
4.03
12.
18.03
13.
1.04
14.
8.04
сульфит – ионы»
№ 6 «Распознавание сульфат –
ионов в растворе»
№ 7 «Распознавание солей
аммония»
№ 8 «Проведение
качественной реакции на
углекислый газ»
№ 9 «Качественная реакция на
карбонат – ионы»
№ 10 «Изучение образцов
металлов»
№ 11 «Взаимодействие
металлов с растворами солей»
№ 12 «Ознакомление со
свойствами и
взаимопревращениями
карбонатов и
гидрокарбонатов»
№ 13 «Получение гидроксида
алюминия и взаимодействие
его с кислотами и щелочами»
№ 14 «Качественная реакция
на ионы железа»
11.02
10.04
его свойств»
№ 6 «Получение оксида углерода (IV) и
изучение его свойств».
№ 7 «Решение экспериментальных
задач по теме «Металлы».
Лабораторные работы по физике 7 класс
n/n
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Дата
Название лабораторной работы
13.09.2024 № 1 «Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика
температуры»
20.09.2024 № 2 «Проверка гипотезы: дальность полёта шарика, пущенного горизонтально, тем
больше, чем больше высота пуска»
01.10.2024 № 3 «Опыты по наблюдению теплового расширения газов»
05.11.2024 № 4 «Определение плотности твёрдого тела»
15.11.2024 № 5 «Изучение зависимости растяжения (деформации) пружины от приложенной
силы»
17.12.2024 № 6 «Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и характера
соприкасающихся поверхностей»
04.03.2025 № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в
жидкость»
07.03.2025 № 8 «Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погруженной в жидкость
части тела»
14.03.2025 № 9 «Конструирование ареометра или конструирование лодки и определение её
грузоподъёмности»
08.04.2025 № 10 «Расчёт мощности, развиваемой при подъёме по лестнице»
15.04.2025 № 11 «Исследование условий равновесия рычага»
22.04.2025 № 12 «Измерение КПД наклонной плоскости»
13.05.2025 № 13 «Экспериментальное определение изменения кинетической и потенциальной
энергии при скатывании тела по наклонной плоскости»