Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы безопасности и защиты Родины. Базовый уровень»

Аннотация к рабочей программе по предмету
«Основы безопасности и защиты Родины. Базовый уровень»
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности и
защиты Родины» (предметная область «Основы безопасности и защиты
Родины») разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в
ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания, Концепции
преподавания учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины » и
предусматривает непосредственное применение при реализации ОП СОО.
Содержание программы ОБЗР позволит учителю построить освоение
содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от
опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия
человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области
безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию
практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и
непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них
навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня
основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение
содержания материала в логике последовательного нарастания факторов
опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения
модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной
жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной,
социальной и информационной сферах.
Программа ОБЗР обеспечивает:
 формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и
мотивации ведения безопасного, здорового и экологически
целесообразного образа жизни;
 достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и
потребностям общества в формировании полноценной личности
безопасного типа;
 взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и
среднего общего образования;
 подготовку выпускников к решению актуальных практических задач
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено
одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими

системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего
и среднего общего образования:
модуль N 1 "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества,
государства";
модуль N 2 "Основы военной подготовки";
модуль N 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе";
модуль N 4 "Безопасность в быту";
модуль N 5 "Безопасность на транспорте";
модуль N 6 "Безопасность в общественных местах";
модуль N 7 "Безопасность в природной среде";
модуль N 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи";
модуль N 9 "Безопасность в социуме";
модуль N 10 "Безопасность в информационном пространстве";
модуль N 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму".
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета
ОБЗР на уровне среднего общего образования программа ОБЗР предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
"предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости
безопасно действовать".
Программа
ОБЗР
предусматривает
внедрение
практикоориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей. При
этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях
должно быть разумным: компьютер и дистанционные образовательные
технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия
обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России
(резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;
существенное ухудшение медико-биологических условий жизнедеятельности;
нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также
для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности
жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В
данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное

образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание
личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности,
овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения
безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по ОБЗР определяется системообразующими
документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, Национальными целями развития
Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Указом
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474, государственной
программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.
N 1642.
ОБЗР является открытой обучающей системой, имеет свои
дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и
реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и
закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЗР
является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный
характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных,
гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет
формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от
индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную
систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также
актуализировать для выпускников построение модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Подходы к изучению ОБЗР учитывают современные вызовы и угрозы.
ОБЗР входит в предметную область "Основы безопасности и защиты Родины",
является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению
конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у
выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных
ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности
безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать

благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является
овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с
современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
 способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению
необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
 сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые
обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите
Отечества;
 сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
 знание и понимание роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И
ЗАЩИТЫ РОДИНЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования отводится 67 часов: 10 класс – 34 часа, 11 класс – 33 часа..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».