Аннотация к учебному предмету Музыка 5-8 классы

Аннотация к рабочей программе по музыке
5-8 классы (ФГОС-2021)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений
составлена в соответствии:
·
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования,
·
примерной программой «Музыка» 5-8 классы и программой по музыке для
общеобразовательных учреждений авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской с учетом важнейших
положений художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, Москва Просвещение
2019 г.
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития
человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С.
Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и
музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в
отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального
образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде
обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов
учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение
элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым
многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных
композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей
степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы
школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и
эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на
систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой
деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным
традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и
коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной
учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественнопедагогическом процессе.
Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры
школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает
заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает
формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном
информационном пространстве.
В
качестве
приоритетных
в
данной
программе
выдвигаются
следующие задачи и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание
через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в
произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов
мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного,
заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных
способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с
различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально – творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном
музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации музыкальных произведений,

музыкально – творческой практики с применением информационно-коммуникационных
технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные
исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и
себя в этом мире. Приоритетном в программе, как ив программе начальной школы, является
введение ребенка в мир музыке через интонации, темы и образы отечественного музыкального
искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с
произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему
народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание
ценностей культуры народов России и мира, развитее самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности;
принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; принцип «тождества
и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом
все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование
ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно-образном,
жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства
(фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинение
современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
Формы контроля:
·
индивидуальные;
·
групповые;
·
фронтальные;
·
текущие;
·
комбинированный;
·
устный;
·
итоговый.
Методы:
·
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
·
метод художественного контекста;
·
метод создания «композиций»;
·
метод проблемного обучения;
·
метод эмоциональной драматургии;
·
метод проектов;
·
метод игры
·
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с
количеством часов, указанных в базисном плане образовательных организаций общего
образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-8 классах в объеме 136 часов (по 34 ч. в каждом
классе).
Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ограниченными
возможностями, с ослабленным здоровьем и во время погодных условий и длительного карантина
по ОРВИ с учетом дистанционных форм обучения и современных педагогических технологий (
проектные методики) и индивидуальные задания с использованием возможностей Интернет на
портале МЭШ. Обязательный минимум для прохождения программы – 30 часов.
УМК:
1) Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 5 класс», М, Просвещение, 2020г.;
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 6 класс», М, Просвещение, 2020г.;
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 7 класс», М, Просвещение, 2020г,
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 8 класс», М, Просвещение, 2020г.;
2) Фонохрестоматии: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 5 класс», CD, mp3, М. Просвещение
2020г.,
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 6 класс», 2CD, mp3, М. Просвещение 2020г.,
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 7 класс», 2CD, mp3, М. Просвещение 2020г.,

CD, mp3, М. Просвещение 2020г., Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 8 класс»
3) Методическое пособие для учителя: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Уроки музыки 5-6 классы»,
М. Просвещение 2020г., Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Уроки музыки 7 класс»,М. Просвещение
2020г., Развѐрнутое тематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой
«Музыка 1 – 8 классы»
Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) музыки
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; знания культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей
и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных
и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных
мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнение учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить
необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умения устанавливать
причинно – следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловые чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например,
в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
— сформированности основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей
духовной культуры;
— сформированности потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного
развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на
основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоциональноценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа
художественного образа;
— сформированности мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую
деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицировании, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной
информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и
современному музыкальному наследию;
— овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать
музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и
ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках
изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных
музыкально-творческих задач.
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к
искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств
(общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать
особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в
различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой
деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни
школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших
школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях,
кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки
зрения.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития
музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об
основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального
искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии
исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в
выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга,
составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности,
проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и
конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине
современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в
отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена
выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры
мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки,
понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная
музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное
искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой
деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных
произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска
информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных
ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и
современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей
действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других
источников


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».