РП по кубановедению 1-4 кл

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2024
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.Т. ЮРКИНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АБИНСКИЙ РАЙОН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По кубановедению
начальное общее образование 1‒ 4 классы
Количество часов 136 часов: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), 2 класс 34
часа (1 час в неделю), 3 класс – 34 часа (1 час в неделю), 4 класс – 34 часа
(1 час в неделю)
Зацепилина В.И. ‒ учитель начальных классов
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г.
N 373); на основе авторской рабочей программы по «Кубановедению» для
1-4 классов общеобразовательных организаций Краснодарского края.
Авторы: Ерёменко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. ОИПЦ
«Перспективы образования», 2018 г.

2024-2025 учебный год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего
образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов, тех духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта-того, к чему привело изучение курса в ходе
исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное
отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном
изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных
знаний:
-о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
-об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
-о природных, климатических условиях Краснодарского края;
-об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о
литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со взрослыми-учителями, родителями- как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй
уровень
результатов
предполагает
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям,
которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т.е.в
защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое
практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего
края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в
обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания
как учения являются знания о своей семье, школе, своём населенном пункте, о природе, которая
непосредственно окружает ребенка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
-на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного
поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется
последовательно, постепенно путём
наращивания изучаемой информации, за счет
концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с
повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
2

В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается
ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
1. Личностные результаты
1.1 Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине ‒ России;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
-уважение к своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения
и правилах межличностных отношений.
1.2. Духовно-нравственное воспитание:
-признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
1.3. Эстетическое воспитание:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
1.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
1.5. Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
1.6. Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе;
-неприятие действий, приносящих ей вред.
1.7. Ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
2.Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедения» являются:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения
результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания
родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
-активное использование
речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

3

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными,
исследовательскими задачами;
-осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-аргументация свое точки зрения и оценка событий;
-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре;
-освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани.
К концу 1 класса учащиеся должны:
знать/понимать
- своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
- адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
- традиции своей школы;
-улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и
обратно;
-основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего
населённого пункта;
-основные достопримечательности родного населённого пункта;
-профессии жителей своего города ( села, станицы и т.д.);
-основных представителей растительного и животного мира своей местности;
-духовные святыни малой Родины.
учащиеся должны уметь
-выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для
жизни;
-составлять рассказ-описание по картинке, по увиденному;
-находить географические объекты на карте-схеме;
- приводить примеры Святых мест Кубани;
-реализовать коллективный исследовательский или творческий проект.
К концу 2 класса учащиеся должны:
знать/понимать
-особенности времён года, характерные для своей местности;
-особенности рельефа своей местности;
-названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
-названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности,
правила защитников природы;
-значение Красной книги Краснодарского края;
-особенности труда и быта земляков;
-родственные связи в семье, уклад семьи;
-герб, флаг, гимн Краснодарского края;
-кубанские песни, пословицы и поговорки;
-основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у
водоёмов, в школе;
-имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь
-показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой
населённый пункт;
4

-рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
-различать растения своей местности;
-выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также
у водоёмов, в лесу, в горах.
К концу 3 класса учащиеся должны:
знать/понимать
-связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
-природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры
населения Краснодарского края;
-формы земной поверхности края;
-разновидности водоёмов края;
-особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
-названия и отличительные признаки наиболее распространенных в Краснодарском крае
растений и животных;
-герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы),
района;
-фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.;
-внутреннее и внешнее устройство храма.
учащиеся должны уметь
-определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека
животных;
-различать особо охраняемые растения и редких животных;
-ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
-объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, культурных
и исторических достопримечательностей.
К концу 4 класса учащиеся должны:
знать/понимать
- природные зоны Краснодарского края;
-различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная,
историческая) и их отличительные особенности;
- природные богатства родного края и их использование человеком;
-символику Краснодарского края;
- органы местного самоуправления;
-даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.;
-особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
-достопримечательности родного края, своего района;
-наиболее
важные
события
исторической,
общественной,
спортивной и культурной жизни Краснодарского края;
-особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
-важнейшие зоологические проблемы Краснодарского края;
- заповедник, находящийся на территории Краснодарского края;
-фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
уметь
-определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России;
-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
-определять хронологическую последовательность основных событий (исторических,
культурных, спортивных);
-правильно называть памятники культуры и истории края;
-исполнять гимн Краснодарского края.

5

2. Содержание учебного предмета «Кубановедение»
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час)
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения
в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной
семьёй (творческий проект)
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила
школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект)
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов)
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд
жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский
проект).
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов)
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных
растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики,
художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская).
Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
Традиции казачьей семьи
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час)
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью
дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей
местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности.
Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые
растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей
местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и
животные в природе и жизни людей (исследовательский проект).
Раздел 2. Населённые пункты (6 часа)
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История
образования города (района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края.
Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект).
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов)
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта.
Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
6

Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Труд в моей семье (творческий проект).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные
традиции моих земляков. Красный угол. Икона. «Нет больше той любви, чем жизнь отдать
задруги своя»
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час)
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила
безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани.
Кубань ‒ территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота
окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей
(творческий проект).
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение
казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность.
Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего
(исследовательский проект)
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории
кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы.
Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная
работа).
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг
материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Краснодарский край на карте России (1 час)
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов)
Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества,
расположенные на территории края. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и
охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная
работа).
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические
источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар –
Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом.
Краснодарский государственный историко – археологический музей – заповедник имени Е.Д.
Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.
Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.
Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных
источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы
городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на
Кубани. Земля отцов ‒ моя земля (проектная работа).

7

Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые
дела (проектная работа).
Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители материальной и
духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Направления проектной деятельности обучающихся
Направления проектной
Срок
Название проекта
деятельности обучающихся
реализации
1 класс
Творческий проект
ноябрь
«Будем жить одной семьёй»
Творческий проект
декабрь
«Мы такие разные, но так похожи»
Исследовательский проект
февраль
«Какой я житель»
Творческий проект
май
Творческая мастерская «Милый сердцу
уголок»
2 класс
Годовой исследовательский
сентябрь
«Уж небо осенью дышало»
проект сезонных изменений.
Часть 1
Исследовательский проект
ноябрь
«Растения и животные в природе и жизни
людей»
Годовой исследовательский
январь
«Зимушка-зима, зима снежная была»
проект сезонных изменений.
Часть 2
Исследовательский проект
февраль
«Где я могу проводить свободное время»
Годовой исследовательский
март
«Ласточка с весною в сени к нам летит»
проект сезонных изменений.
Часть 3
Творческий проект
апрель
«Труд в моей семье»
Годовой исследовательский
май
«Здравствуй, лето!»
проект сезонных изменений.
Часть 4
3 класс
Творческий проект
ноябрь
«Нет в мире краше Родины нашей»
Исследовательский проект
январь
«Без прошлого нет настоящего»
Исследовательский проект
май
«Казачьему роду нет переводу»
4 класс
Исследовательский проект
ноябрь
«Береги землю родимую, как мать
любимую»
Исследовательский проект
февраль
«Земля отцов- моя земля»
Творческий проект
май
«Жизнь дана на добрые дела»

8

Разделы программы
Введение. Мой родной
край
Я и моя семья
Я и моя школа
Я и мои родные места
Я и природа вокруг меня
Введение.
Символика
района
(города),
в
котором я живу
Природа моей местности
Населённые пункты
Труд и быт моих земляков
Введение.
Изучаем
родной край
Нет в мире краше Родины
нашей
Без
прошлого
нет
настоящего
Казачьему
роду
нет
переводу
Введение. Мой край на
карте России
Береги землю родимую,
как мать любимую
Земля отцов - моя земля
Жизнь дана на добрые
дела
Духовные истоки Кубани
Итого:

Проектирование содержания
Авторская программа
Рабочая программа
1 кл.
2 кл. 3 кл. 4 кл. 1 кл.
2 кл.
3 кл.
1
1
7
6
8
7

4
33

4 кл.

7
6
8
7
1

1

12
6
11

12
6
11

4
34

1

1

10

10

9

9

10

10

4
34

1

1

9

9

12
8

12
8

4
34

9

4
33

4
34

4
34

4
34

3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Разделы
программы

Введение (1час)

Темы, входящие в
данный раздел

Мой родной край.

знакомы!
Раздел 1. Я и моя Будем
Кто я? Какой я?
семья
(7 часов)
Рассказ о своём
любимом занятии
Любимые занятия
Моя семья
Обязанности
и
увлечения в нашей
семье.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на
уровне учебных действий)

1 класс
Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие
«малая родина». Называть край, район, в котором проживает
Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительноласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать
свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы
разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из
способов.
Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать
рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём
участии в коллективных занятиях, анализировать правила
взаимодействия во время этих занятий.
Составлять рассказ о своей семье, называть её Членов, описывать их.
Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных
занятиях, семейных играх.
Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять
домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней
работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение
пользоваться различными инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

10

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7

Семейные
традиции,
Праздники,
которые
мы
отмечаем вместе

Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные
традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном
празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией.
Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же
праздника в разных семьях.

Творческий проект
«Будем жить одной
семьёй».
школа.
Раздел 2. Я и моя Наша
Правила поведения
школа
(6 часов)
в школе.

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе,
анализировать
качество
выполнения
действий.
Описывать
коллективный проект, оценивать участие каждого.
Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ
(спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о
школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать
способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение
и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила
поведения во время экскурсии по школе.
Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам
экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и
помещения,
объяснять
их
предназначение.
Обсуждать
с
одноклассниками и изображать символическое обозначение своего
кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии.
Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.
Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в
ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности
и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение.
Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня,
сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.
Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие
интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками
правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в
соответствии с этими правилами.

Знакомство
со
школой. Традиции
нашей школы

Школьные
поручения и обязанности.
Мой
режим дня.
Мои
одноклассники.
Правила школьной
дружбы

11

1.2
1.4

Мы такие разные,
но так похожи
(творческий
проект)
город
Раздел 3. Я и Главный
мои
родные Краснодарского
края.
места
(8 часов)
Достопримечательности.

Мой адрес. Улица,
на которой я живу.
Правила поведения
в
общественных
местах.
Правила поведения
на
улице,
в
транспорте.
Труд
жителей
моего населённого
пункта.
Труд моих родных
Какой я житель
(исследовательский
проект)

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами.
Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы,
анализировать качество её выполнения.
Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с
опорой на фотографии, картины, рисунки.
Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об
известных достопримечательностях Краснодарского края и своего
района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в
составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего
населённого пункта».
Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на
наблюдения, иллюстративный материал.
Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать
правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения.
Классифицировать различные виды транспорта, описывать их.
Анализировать правила поведения в общественном транспорте.
Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода
через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план
безопасного движения из дома в школу и обратно.
Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих
родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать
рассказы представителей различных профессий. Характеризовать
понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с
одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду.
Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём
населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и
пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в
транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в
12

1.1
1.5
1.7

Раздел 4. Я и
природа вокруг
меня
(7 часа)

соответствии с поставленной целью.
Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным
миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила
поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё
поведение с нормами. Называть животных своей местности.
Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать
повествование
рисунками,
фотографиями.
Рассказывать
об
окружающих растениях, классифицировать их.
Забота о комнат- Анализировать способы заботливого отношения к комнатным
ных растениях и растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью
домашних
ветеринара (или слушать рассказ).
животных.
Растения и животные
вокруг
меня.
Что где растёт, кто
где живёт.

Красота природы
моей местности.
Поэты, писатели,
художники
о
красоте
родного
края
Милый
сердцу
уголок (творческая
мастерская)
Милый
сердцу
уголок
(защита
работ)
Семья. Родители.
Раздел 5.
Родительская
Духовные
и
истоки Кубани любовь
благословение.
(4 часа)
Традиции казачьей

1.1
1.6

Анализировать различные способы описания красоты природы
родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с
чужими. Анализировать произведения художников, писателей,
воспевающих красоту родного края.

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект
природы.
Анализировать его достоинства.
Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи
своего отношения к данному объекту.
Выполнять заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь
твою...". Высказывать своё мнение о том, какой должна быть семья.
Характеризовать значение слова "благословение". Понятие
"традиция".
Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях. Казак 13

1.2

семьи.
Наша
школа.
Воскресная школа.
Светские
и
православные
традиции школы.
Достопримечательн
ости.
Духовные
святыни
моей
малой Родины.
Введение
(1 час)

Раздел
Природа

отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.
Характеризовать традиции воскресной и светской школы.
Собирать материал на основе бесед с родными о духовных святынях.
Приводить примеры Святых мест Кубани.

2 класс
Символика
Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина»,
района (города), в Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать
котором я живу.
символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и
герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во
время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного
листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями
одноклассников.
1. Времена года на Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека.
Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анамоей Кубани.

14

1.3
1.4
1.7

местности
часов)

(12 Годовой
исследовательски
й
проект
сезонных
изменений.
Часть 1: «Уж небо
осенью дышало».
Формы
земной
поверхности моей
местности.
Водоемы
моей
местности и их
обитатели.
Правила
поведения
у
водоемов
Растительный мир
моей местности
Культурные
и
дикорастущие
растения
Лекарственные
растения. Правила
сбора
и
использование
лекарственных
растений.
Ядовитые
растения. Первая
помощь
при

лизировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и
овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного
листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями
одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная»
часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края,
условные обозначения.

Перечислять названия известных водоемов, описывать занятия людей у
водоемов. Описывать Черное и Азовское моря, сравнивать их основные
характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку
Кубань, находить и называть города, расположенные на ее берегах.
Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану.
Анализировать правила поведения у водоемов.
Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать
растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие
растения.
Описывать
растения
различными
способами
(фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой
рассказ фотографиями или рисунками.
Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять
лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать
правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных
растений.
Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их
основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями.
15

отравлении
ядовитыми
растениями.
Животный
мир
моей местности.
Дикие
и
домашние
животные.

Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать
их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в
энциклопедической литературе необходимые сведения о них.
Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу
приносят животные человеку.
Красная
книга Знать названия некоторых растений и животных, занесенных в
Краснодарского
Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об
края
исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и
рисунками.
Правила
Анализировать с одноклассниками правила защитников природы.
защитников при- Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к
роды.
данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков.
Размещать данные знаки в районе своего дома и шкалы.
Растения
и
животные
в
природе и жизни
людей
(исследовательски
й проект)
Раздел
2. Годовой
исследовательски
Населённые
проект
пункты (6 часов) й

Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать
значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу
какому-либо изделию или продукту.

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять
признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае.
Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения
16

1.1
1.2
1.3

сезонных изменений.
Часть
2:
«Зимушка- зима,
зима
снежная
была».
Улицы
моего
населённого
пункта.
История
образования города (района). Глава
города (района)
Населённые
пункты
Краснодарского
края
Исследовательски
й проект «Где я
могу проводить
свободное время».
Исследовательски
й проект «Где я
могу проводить
свободное
время».(защита
проекта)
Раздел 3. Труд и Казачья станица.
быт
моих Религиозные
моих
земляков
(11 традиции

художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт,
перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии
людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них.
Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные,
культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с
учителем маршрут по улицам своего населённого пункта.
Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать
дату образования, связанные с этим события. Называть главу района,
описывать его деятельность.
Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город»,
«станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые
пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов
на карте своего района, называть их.
Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим
работы, направленность.

Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы
для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять
рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы,
17

1.1
1.4
1.5

часов)

земляков

культовые сооружения религиозных конфессий своей местности.
Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ
об одном из них.
Особенности
Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать
казачьего быта.
духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство».
Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской
Особенности
казачьего
быта. кухни.
Обобщение.
Уклад кубанской Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её
семьи
традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану,
иллюстрируя рисунком или фотографией.
Ремёсла
на Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять
Кубани.
рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими
мастерами.
Труженики
Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять
родной земли
основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их
деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие
«Доска почёта».
Годовой
Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять
исследовательски признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае.
й
проект Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои
сезонных измене- наблюдения,
сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
ний.
Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии,
Часть
3: профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать
«Ласточка
с деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной.
весною в сени к Изучать произведения художников, писателей о весне.
нам
летит».
Профессии
и
место
работы
членов семьи.
18

Мои земляки в
годы
Великой
Отечественной
войны
Семья и семейные
традиции.

Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать
беседу с родными и близкими.

Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы
о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.
Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия,
Труд в моей семье выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать
полученные результаты.
(творческий
проект)
Годовой
Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинисследовательски тересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели
й
проект изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать
сезонных измене- самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист
ний. Часть 4:
«Здравствуй,
лето!».
Родная
земля. Уметь объяснять понятие "Родина", "малая Родина", что такое 1.2
Раздел 4.
Родина.
поклонный крест. Находить информацию о традициях установления
Духовные
поклонных крестов на Кубани, источниках духовного становления
истоки Кубани Поклонные
кресты.
человека: храм, семья, книги, традиции и др.
(4 часа)
Рассказывать о том, что такое «красный угол».
Духовные
родники жизни. Подготавливать сообщения о почитаемых иконах в православных
кубанских семьях и историях написания семейных икон.
Религиозные
традиции
моих Высказываться на тему: «Защита Родины - священный долг. Подвиг во
имя жизни других людей».
земляков.
Красный
угол. Знакомиться в ходе общения о Святых заступниках Руси.
Икона.
Нет больше той
любви, чем жизнь
19

отдать за других
своя
3 класс
родной Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять
вопросы для викторины.
Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте
Раздел 1. Нет в Рельеф
горную и равнинную части Краснодарского края.
мире
краше Краснодарского
Родины нашей края.
(11 часов)
Природные
Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для
явления и
Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять календарь
стихийные
народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия.
бедствия. Правила Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия.
безопасного
Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных
поведения
бедствий.
Водоёмы
Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы),
Краснодарского
встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте.
края
Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с
опорой на план.
Типы водоемов
Растительный и
Описывать растительный и животный мир с опорой на карты- схемы.
животный мир
Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной
Кубани.
частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное
Животный
мир растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ
об одном из них. Называть трибы, распространённые на территории
Кубани.
Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.
Кубань
‒ Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Потерритория
казывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов,
здоровья.
используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой
Курорты
Крас- информации (в том числе Интернет).
нодарского края.
Введение
(1 час)

Изучаем
край

20

1.1
1.2
1.3
1.4

Спорт, туризм.
Красота
окружающего
мира:
талантливые люди
о нашем крае
Нет в мире краше
Родины
нашей
(проектная
работа).

Раздел 2.
прошлого
настоящего
(9 часов)

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались
передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
и Характеризовать понятие «лента времени». Определять послеБез Прошлое
довательность исторических событий, фиксировать их на «ленте
нет настоящее.
«Лента времени». времени».
Древние города.
Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов
(Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их
основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал.
Историческая
Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст
карта, история на учебника. Описывать переселение казаков по представлению.
карте.
Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте.
Рассказывать историю основания своего населенного пункта. Чертить
Переселение
казаков на Кубань план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала,
улицы), используя условные обозначения.
С верою в сердце Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений
иных религий и других архитектурных сооружений. Рассказывать о
святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм
(празднуется праздник) в своём городе (районе).
Символика
Проанализировать исторические факты, предметы, традиции,
Краснодарского
отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края,
21

1.3
1.7

края. История и правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска
современность.
флага.
Добрые соседи.
Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов».
Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать
маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на
«ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к
России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит
Краснодарский край.
Без прошлого нет Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
настоящего.
текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Пла(Проект)
нировать и реализовывать проект «Лепта времени». Анализировать
Без прошлого нет картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.
настоящего
(проектная
работа)
Раздел
3. Твоя родословная. Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать
твоей генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».
Казачьему роду История
семьи.
нет переводу
(9 часов)
Ты и твоё имя, Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы
имена в моей одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с
семье
именинами родных и друзей.
Из
истории Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников.
кубанских
Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о
фамилий
значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения
словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Семейные
Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с
ценности. Мама
этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются
семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь
рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации
(рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о
22

1.1
1.2

Твои земляки ‒
труженики.

Кубанские
умельцы
Народные обычаи
и традиции.
Казачий фольклор
Казачьему роду
нет
переводу
(проектная
работа)
Казачьему роду
нет
переводу
(защита проекта).
Святые источники
Раздел 4.
Кубани.
Духовные
истоки Кубани Храмы.
(4 часа)
Внутреннее
и

подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях.
Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.
Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими
условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать
об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ.
Сочинять сказку о культурных растениях.
Перечислять ремесла, распространённые на Кубани. Составлять
рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать,
какими ремёслами владеют родные и близкие.
Развивать умение искать информацию, выделять её в соответствии с
целью задания, использовать информацию из учебника и других
источников для подготовки собственного проекта
Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать
взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и
оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в
альбоме «Моя родословная».
Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани.
Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать
записи в альбоме «Моя родословная».
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани».
Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Объяснять духовный смысл православных праздников.
Участвовать в обсуждении значения крещения, крещенских традиций.
Находить информацию об истории возникновения святых источников,
умение определять на карте святых источников края.
23

1.2

внешнее
устройство.
Именины.
Подвиг
материнства.

Введение
(1 час)

Мой край на карте
России

Раздел 1. Береги Природные зоны
землю родимую, Краснодарского
как мать люби- края
мую (9 часов)
Заповедники.
Заказники.
Школьные
лесничества.
Роль водоемов в
природе и жизни
человека.
Использование и
охрана водоёмов

Характеризовать устройство храма и его значение, особенности
архитектуры, иконостас, храмовые традиции (престольный праздник,
храмовая икона, памятные даты).
Подготавливать устную информации о том, что такое именины, день
небесного покровителя. Рассказать о традиции имя наречения в своей
семье.
Понимание важности материнского труда, уважительное отношение к
нему.
Анализировать жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы.
4 класс
Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к
другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с
другими регионами нашей страны.
Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи,
леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега).
Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять
природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне
своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных.
Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств
края.
Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля
рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов.
Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке
водоёмов.
24

1.3
1.6

Типы
почв. Характеризовать основные типы почв, распространённые в КрасноЗащита и охрана дарском крае. Показывать территорию их распространения на картепочв.
схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать
чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать
значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые
в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса).
Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите
почв с иллюстрациями.
Полезные
Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение
ископаемые края, на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать
их использование. области применения полезных ископаемых. Показывать на карте
районы, где найдены целебные источники и грязи.
Значение
Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их
природных
значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного
богатств
отношения человека к природным богатствам.
Краснодарского
края для жителей
России
Значение
природных
богатств
Краснодарского
края для жителей
России
Береги
землю Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
родимую,
как текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Пламать
любимую. нировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края».
Экскурсия.
Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края».
Береги
землю Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и
25

родимую,
как
мать
любимую
(проектная
работа).
изучают
Раздел 2. Земля Как
отцов - моя земля историю Кубани:
исторические
(12 часов)
источники.
История Кубани в
архитектуре.
Жилища
людей
разных эпох.
Екатеринодар
–
Краснодар.
Современный
облик
административног
о центра.
Вещи
рассказывают
о
прошлом.
Предметы
быта
различных эпох
Народные
ремёсла
и
промыслы
на
Кубани.
Письменные
исторические
источники.

аргументировать его.

Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники.
Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания
своего района, рассказывать об одном из них.

Рассказывать об истории главного города Краснодарского края,
используя различные исторические источники. Характеризовать
понятие
«административный
центр».
Понимать
значение
реконструкции и восстановления памятников архитектуры. Описывать
старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном
из них.
Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и
сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного
вида источников для будущих исследователей.
Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом
народно-прикладного искусства, распространённого в данной
местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами.
Наблюдать за их работой и описывать её.
Исследовать и характеризовать письменные исторические источники.
Представлять современные записи в качестве данного вида источников
в будущем.
26

1.2
1.3
1.4

История Кубани в
документах,
литературных,
научных
источниках.
Символика
Краснодарского
края:
гербы
городов
и
районов.
Устная
история
родного края
Обычаи
и
традиции
народов,
живущих
на
Кубани
Земля отцов - моя
земля (проектная
работа)
Земля отцов - моя
земля
(защита
проекта)
Раздел 3. Жизнь Просветители
дана на добрые земли кубанской
дела
(8 часов)
Защитники
Отечества

Анализировать символические изображения. Понимать значение
символов, изображенных на гербах городов и районов Краснодарского
края. Знать и описывать герб своего района (города).
Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве.
Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе
изучения обычаев и традиций народностей, представители которых
живут в твоей местности и учатся в данной школе.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы
текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник».
Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и
аргументировать его.
Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности
современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать
причины, изменившие школу.
Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны,
тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого
27

1.2
1.3
1.5

Труженики полей

Радетели
земли
кубанской.
Наши земляки гордость страны
Ты - наследник
земли отцов.
Жизнь дана на
добрые
дела
(проектная работа).
Жизнь дана на
добрые
дела
(обобщающий
урок).
Библия.
Раздел 4.
Духовные истоки Библиотеки.
Кубани (4 часа)
Культурное
наследие Кубани.
Музеи- хранители
материальной
и
духовной культуры.
Я как хранитель
духовного наследия
Кубани.
10
заповедей

пункта от захватчиков
Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных –
селикционеров, позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы
очевидцев, свои наблюдения.
Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели
земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из
выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать
энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся
деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах,
спортсменах, политиках).
Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с
целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за
сохранение культурно-исторического наследия.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину
художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Участвовать в обсуждении истории возникновения библиотек при храмах и
монастырях.
Характеризовать православные традиции в музыкальных, художественных,
литературных произведения известных, талантливых земляков.
Уметь описывать духовные сокровища краеведческих, художественных
музеев. Находить информацию о литературном музее г. Краснодара –
сокровищнице старинных духовных и исторических книг.

28

1.2

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».