ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
МКОУ ООШ № 21
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ ООШ № 21
__________ И.В.Пахоми
Приказ № 1 от 30.08.2024
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в муниципальном
казенном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школы № 21
имени Героя Советского Союза И.Т. Юркина муниципального образования Абинский
район (далее – МКОУ ООШ № 21) общеобразовательных программ с использованием
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии:
‒ Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ ( ст. 16; ред.08.12.2020 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.);
‒ Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» ;
‒ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003
г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (с изменениями и дополнениями).
‒ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря
2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с
изменениями и дополнениями).
1.3. Электронное обучение (далее – ЭО) – организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
1.4. МКОУ ООШ № 21 вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных
законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при
проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий,
текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Образовательные
программы
могут
реализовываться
в
смешанном
(комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и
представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов,
лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся
определяется МКОУ ООШ № 21 в соответствии с образовательными программами с
учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной
деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии
педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации
образовательного процесса.
1.5. МКОУ ООШ № 21 доводит до участников образовательных отношений
информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и
ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. (Регламент организации
дистанционного обучения ‒ приложение №1).
1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных
технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное
взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется, независимо от их
местонахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных
технологий обучения.
1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
‒ образовательные онлайн-платформы;
‒ цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
‒ видеоконференции, вебинары;
‒ skype – общение, e-mail;
‒ облачные сервисы;
‒ электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят
отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В
обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы
учебной деятельности:
‒ лекция;
‒ консультация;
‒ семинар;
‒ практическое занятие;
‒ лабораторная работа;
‒ контрольная работа;
‒самостоятельная внеаудиторная работа;
‒ научно-исследовательская работа.
1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в
следующих режимах:
‒ тестирование онлайн;
‒ консультации онлайн;
‒ предоставление методических материалов;
‒ сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущего контроля и промежуточной аттестации).
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности
освоения программ общего образования непосредственно по местожительству или месту
их временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с
учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при
закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной
самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения способствует решению следующих задач:
‒ создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;
‒ повышение качества обучения за счет применения средств современных
информационных и коммуникационных технологий;
‒ открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного
процесса в любое удобное для обучающегося время;
‒ создание единой образовательной среды МКОУ ООШ № 21;
‒
повышение эффективности
учебной
деятельности,
интенсификация
самостоятельной работы обучающихся;
‒ повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
‒ принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по
местожительству или месту временного пребывания;
‒ принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
‒ принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов
всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной
среды;
‒ принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы
нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных
условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей
проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий
и сетевых средств обучения;
‒ принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать
в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
‒ принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим
работникам использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные
составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;
‒ принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:
‒ обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
‒ обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;
‒ обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
‒ обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные
работники МКОУ ООШ № 21, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Организация дистанционного обучения согласуется с родителями (законными
представителями) обучающихся и подтверждается в форме письменного заявления
(Форма заявления ‒ приложение №2)
3.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные
программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской
Федерации.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для
обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.5. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют
педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.6. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с
использованием
ЭО и
ДОТ,
предоставляется авторизованный
доступ
к
специализированным образовательным ресурсам.
3.7. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и
ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать
собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО и
ООО, ФКГОС.
3.8. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной
техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами
телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации
в сети Интернет, электронной почтой и т. п.).
3.9. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов.
4. Организация дистанционного и электронного обучения
4.1. МКОУ ООШ № 21 обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа
к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе, используемой
МКОУ ООШ № 21 в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов
учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также
осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации
преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так
и опосредованно.
4.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления
контроля результатов обучения МКОУ ООШ № 21 обеспечивает идентификацию
личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и
выдачи персонального пароля.
4.3. При оценке результатов обучения МКОУ ООШ № 21 обеспечивает контроль
соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.
4.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной
деятельности:
‒ самостоятельное изучение учебного материала;
‒ учебные занятия (лекционные и практические);
‒ консультации;
‒ текущий контроль;
‒ промежуточная аттестация.
4.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в МКОУ ООШ № 21
осуществляется по двум моделям:
‒ модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися;
‒ модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися.
4.6. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения.
Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой
лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий
электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях,
предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
4.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с
обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:
‒ обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на
заключительных этапах;
‒ обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
‒ обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине
(болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах);
‒ обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
4.8. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется
Рабочим листом либо индивидуальным учебным планом обучающегося (Приложение
№3), либо индивидуальным планом обучающегося.
4.9. В Рабочем листе определяется объем задания для самостоятельного изучения,
сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том
числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего
контроля, промежуточной аттестации.
4.10. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется
соответствующим положением.
4.11. МКОУ ООШ № 21
ведет учет и осуществляет хранение результатов
образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в
электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.
4.12. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией
взора непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не
должна превышать:
для обучающихся в I–IV классах – 15 мин;
для обучающихся в V–VII классах – 20 мин;
для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин;
Оптимальное количество занятий с использованием персональных электронновычислительных машин (ПЭВМ) в течение учебного дня для обучающихся I–IV классов
составляет один урок, для обучающихся в V–VIII классах – два урока, для обучающихся в
IX классах – три урока.
4.13. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо
осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствии с СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03.
5. Учебно-методическое обеспечение
5.1.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий включает
электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на
электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в
соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами МКОУ ООШ № 21.
5.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию
самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний
обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления
обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных
для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят:
‒ рабочая программа;
‒сценарий обучения с указанием видов работ, сроков выполнения и
информационных ресурсов поддержки обучения;
‒методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ
и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений;
‒ электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные
на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения,
разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами МКОУ
ООШ № 21 :
а) текстовые – электронный вариант учебного пособия или его фрагмента,
литературных произведений, научно-популярные и публицистические тексты,
представленные в электронной форме, тексты электронных словарей и энциклопедий;
б) аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида
учебного материала;
в) видео – видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный
ролик;
г) программный продукт, в том числе мобильные приложения.
5.4. При организации обучения с применением ЭО и ДОТ используются
специализированные ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения,
и иные информационные источники Сети (образовательные платформы, электронные
библиотеки, справочные ресурсы и т.д.) ‒ в соответствии с целями и задачами изучаемой
образовательной программы и возрастными особенностями обучающихся. Кроме
образовательных ресурсов Интернет в процессе дистанционного обучения могут
использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники,
учебные пособия, хрестоматии, энциклопедические и словарно-справочные материалы и
пр. в соответствии с осваиваемой образовательной программой.
5.5. Основные требования к образовательному ресурсу
5.5.1. Ресурс дистанционного урока может быть представлен:
‒ методически грамотно структурированным учебным материалом, снабженным
иллюстрациями, презентациями, теоретическим и практическим материалом, аудио- и
видео ресурсами;
‒ заданиями для закрепления и контроля знаний, умений, навыков (тесты,
практические работы, электронные рабочие тетради);
‒ заданиями для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;
‒ ссылками на электронные образовательные ресурсы, которые ученик должен
изучить на этом уроке;
‒ дополнительным (занимательным) материалом к уроку для более глубокого
изучения темы;
‒
заданиями
творческого
содержания по
созданию обучающимися
образовательного продукта;
‒ средствами связи с учителем (электронная почта, электронный журнал,
образовательные платформы и др.), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю,
получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку.
Дистанционный урок может быть проведен в форме конференции с несколькими
учениками одновременно (Skype, mail-агент, др.).
Большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению,
которое служит наилучшему усвоению материала, предполагаются игровые и
занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности младших
школьников.
5.5.2. Образовательные ресурсы дистанционного урока могут быть представлены в
виде: текстовых документов (doc, PDF ,...) презентаций PowerPoint в демонстрационной
версии, аудио ‒ и видеофрагментов, интерактивных карт, интерактивных заданий,
тестовых заданий, электронных рабочих тетрадей, Flash-анимаций и др.
5.5.3. Тесты могут иметь различную структуру: в виде множественного выбора, с
ответом в краткой форме, на установление соответствий и др.
5.6. Технологическая карта (план-конспект) дистанционного урока состоит:
Раздел 1.
Тема занятия, учебный предмет.
Тип занятия.
Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности).
Предполагаемый состав обучающихся ‒ класс (возраст), количество.
Проблема занятия или главный вопрос.
Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан обучающимися.
Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развить
или осваивать на данном уроке.
Краткий план урока с указанием времени на каждый пункт плана.
Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и
интересным для учащихся) ‒ примерные вопросы, необычные сведения, творческие
задания и др.
Перечень видов деятельности обучающихся на протяжении дистанционного урока.
Перечень видов деятельности самого учителя и других возможных участников
урока.
Перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия (ссылки на
web-сайты, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые
лабораторные материалы, CD-ROM и др.)
Раздел 2.
Теоретическая часть является аналогом учебника или методического пособия и
оформляется в виде текстовых или графических файлов, видеоуроков, web-страниц или
ссылок на другие ресурсы Internet с указанием режима общения, формы взаимодействия и
др.
6. Техническое и программное обеспечение
6.1. Техническое обеспечение применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий включает:
‒ серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и
информационного обеспечения;
‒ средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для
обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного
обеспечения, а также доступа к ЭИОР преподавателей и обучающихся МКОУ ООШ № 21;
‒ коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через
локальные сети и сеть Интернет.
6.2.
Программное
обеспечение
применения
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий включает:
‒ систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и
программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование
электронных ресурсов (платформы: Россия);
‒ электронные системы персонификации обучающихся;
‒ программное обеспечение, предоставляющее возможность организации
видеосвязи;
‒ серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование
сервера и связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть
интернет;
‒ дополнительное программное обеспечение для разработки электронных
образовательных ресурсов.
6.3. Учебный процесс при организации образовательной деятельности с
применением ЭО и ДОТ обеспечивается в МКОУ ООШ № 21 следующими техническими
средствами: проектор, мультимидийное оборудование, компьютер.
6.4. Обучающиеся дома должны иметь:
‒ персональный компьютер или любое другое мобильное устройство, в т.ч. с
возможностью воспроизведения звука и видео;
‒ стабильный канал подключения к Интернет.
7. Заключительное положение
7.1. Данное положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до
принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования
в области общего образования.
Приложение №1 к положению
Регламент организации дистанционного обучения
1. Действия обучающегося при дистанционном обучении:
1.1. Зарегистрироваться на ПДО.
1.2. Заходить каждый день на ПДО в соответствии с расписанием, которое
отображается в электронном дневнике и дублируется учителем на электронную почту
родителя (законного представителя).
1.3. В ПДО выкладываются обучающие материалы и задания для самостоятельной
работы. Обучающие материалы включают видео материалы и сценарии уроков
библиотеки РЭШ, тесты собственные материалы учителя и материалы других ресурсов
(«Просвещение», «Яндекс. Учебник», «Учи.ру» и др.), с которыми обучающийся работает
самостоятельно.
1.4. Проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя (законного
представителя), на которую учитель ежедневно высылает расписание занятий и
консультаций, примечания и разъяснения по организации дистанционного
образовательного процесса.
1.5. Выполнять задания по указанию учителя и в срок, который учитель установил.
1.6. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку
посредством ПДО, электронные почты или через другие средства общения, которые
определил учитель.
1.7. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ
на следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку.
2. Действия учителя при дистанционном обучении.
2.1. Зарегистрироваться на ПДО.
2.2. В соответствии с расписанием выкладывать обучающие материалы и
домашние задания с использованием дистанционных образовательных ресурсов,
дублировать их на электронную почту родителей или ребенка (при наличии).
2.3. Проверять выполненные работы в день их получения, своевременно
выставлять отметки в журнал.
2.4. Осуществлять обратную связь с обучающимися, давать текстовые или аудиопрезентации, проводить онлайн-консультации.
2.5. Планировать занятия с учетом системы дистанционного обучения и в
соответствии с нормами СанПиН.
Приложение №2 к положению
Заявление родителей о выборе дистанционного обучения
Директору МКОУ ООШ № 21
Ф.И.О.
родителя (законного представителя)
Ф.И.О.
ребенка
Ф.И.О.
зарегистрированного по адресу:
Номер телефона:
______________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
об обучении ребенка с использованием дистанционных образовательных технологий
Прошу организовать обучение _______________________________________ __________
Ф.И.О. обучающегося, дата рождения, класс
с использованием дистанционных образовательных технологий с ________ по _______
20___ года в связи с_______________________________________. Гарантирую создание
условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение им заданий,
назначенных учителями.
Ответственность за жизнь и здоровье ребенка на это время беру на себя.
«_____» ________ 2020 г.
(подпись)
(расшифровка)
Приложение №3 к положению
Рабочий лист
Ф.И. обучающегося ____________________________________________________________
Предмет______________________________________________________________________
Раздел
Содержание
раздела (задание
для изучения)
Текущий
контроль
форма
сроки
Промежуточный
контроль
форма
сроки
Консультация
форма
сроки