Рабочая программа по обществознанию

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МКОУ ООШ № 21
протокол от 31.08.2022 № 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.Т. ЮРКИНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию
основное общее образование 6‒ 9 классы
Количество часов 136 ч ; 6-9 классы ‒ 34 часа (1 час в неделю )
Гурская Вера Андреевна ‒ учитель обществознания
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. N 1897);
с учетом примерной образовательной программы основного общего образования
Л.Н. Боголюбова по предмету «Обществознание 6-9 классов» с учетом системы
учебников Л.Н. Боголюбова «Обществознание и6-9 классы »

учебный год 2022-2023

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на посильное созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия
и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия)
и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной

психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
3) в трудовой сфере:
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
4) в эстетической сфере:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
5) в коммуникативной сфере:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как
социально-деятельное существо; основные социальные роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;

 оценивать поведение

людей

с

точки

зрения

социальных

норм,

экономической

рациональности;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие

типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее

носителей

(материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
 различать в социальной информации факты и мнения.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры.
Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная,
массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур.
Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты)
социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация
деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная
истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного
познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида
и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и
ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как
социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания,
умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного
развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального
прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации.
Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на
формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной
конкуренции. 336 Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его
инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные
источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи,
функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и
последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы.
Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике.
Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические
показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная
специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая
интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный
конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное).
Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные
конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая
власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт
политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная
кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейнополитические течения современности. Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественнополитических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств
массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое
участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм
Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право;
материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и
обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая
ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной
политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и
способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной
деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы
предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема
на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок
их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности
административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база
противодействия терроризму в Российской Федерации.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (34 часов)
№

1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23
24-25
26-27
28-29
30-31
32
33
34

Тема урока

Кол-во
часов

Вводный урок
Тема I. Загадка человека (13 ч.)
Принадлежность двум мирам
Человек – личность.
Отрочество – особый возраст
Потребности человека.
Когда возможности ограничены
Мир увлечений
Обобщение и систематизация знаний по теме «Загадка человека».
Тема II. Человек и его деятельность (10 ч.)
Деятельность человека
Труд – основа жизни.
Учение – деятельность школьника
Познание человеком мира и себя.
Обобщение и систематизация знаний теме «Человек и его деятельность»
Тема III. Человек среди людей (11 ч.)
Отношения с окружающими. В.П.День воссоединения Крыма с
Россией
Общение
Человек в группе
Отношения со сверстниками
Конфликты в межличностных отношениях
Семья и семейные отношения
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек среди людей».
Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации

1
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1

7 класс (34 часов)
№

Тема урока

Тема I. Мы живём в обществе (23 ч)
1-2
Как устроена общественная жизнь.
3-4
Что значит жить по правилам .
5-6
Экономика и её основные участники
7-8
Производственная деятельность человека.
9-10
Обмен, торговля, реклама.
11-12 Домашнее хозяйство.
13
Бедность и богатство
14
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».

Кол-во
часов

2
2
2
2
2
2
1
1

15-16 Человек в обществе: труд и социальная лестница.
17-18 Зачем людям государство.
19-20 Почему важны законы.
21-22 Культура и её достижения.
23
Практикум по теме I.
Тема II. Наша Родина — Россия (11 ч)
24-25 Наша страна на карте мира
26
Государственные символы России .
27
Конституция Российской Федерации
28-29 Гражданин России.
30
Мы — многонациональный народ. Защита Отечества.
31
Практикум по теме II.
32-33 Итоговое повторение и обобщение по курсу.
34
Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации

2
2
2
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1

8 класс (34 часов)
№

Тема урока

Тема I «Личность и общество» 5ч.
1
Что делает человека человеком?
2
Человек, общество, природа.
3
Общество как форма жизнедеятельности людей.
4
Развитие общества.
5
Личность и общество.
Тема II «Сфера духовной жизни» 8 ч.
6
Сфера духовной жизни.
7
Мораль.
8
Долг и совесть
9
Образование.
10
Наука в современном обществе.
11
Религия как одна из форм культуры.
12
Влияние искусства на развитие общества и личности.
13
Сфера духовной культуры.
Тема III «Социальная сфера» 6 ч.
14
Социальная структура общества.
15
Социальные статусы и роли.
16
Семья как малая группа.
17
Нации и межнациональные отношения.
18
Социализация личности и отклоняющееся поведение.
19
Социальная политика государства. Социальная сфера
Тема IV «Экономика» 13 ч.
21
Экономика и её роль в жизни общества.
22
Главные вопросы экономики.
23
Рыночная экономика.
24
Производство - основа экономики.
25
Предпринимательская деятельность.
26
Роль государства в экономике.
27
Инфляция и семейная экономика.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32-33
34

Банковские услуги.
Страховые услуги.
Рынок труда и безработица.
Современный работник
Экономика.
Контрольный тест на годовой промежуточной аттестации

1
1
1
1
2
1

9 класс (34 часов)
№

Тема урока

Тема I Политика 11 ч.
1
Политика и власть
2-3
Государство
4-5
Политические режимы
6
Правовое государство
7
Гражданское общество и государство
8
Участие граждан в политической жизни
9
Политические партии и движения
10
Межгосударственные отношения
11
Политика
Тема II Гражданин и государство 11ч.
12-13 Основы конституционного строя РФ
14-15 Права и свободы человека и гражданина
16-17 Высшие органы государственной власти в РФ
18-19 Россия – федеративное государство
20
Судебная система РФ
21
Правоохранительные органы РФ
22
Гражданин и государство
Тема III «Основы Российского законодательства» 12 ч.
23
Роль права в жизни человека, общества и государства
24
Правоотношения и субъекты права
25
Правонарушения и юридическая ответственность
26-27 Гражданские правоотношения
28
Право на труд. Трудовые правоотношения
29
Семья под защитой закона
30
Административные правоотношения
31
Уголовно-правовые отношения
32
Правовое регулирование отношений в сфере образования
33
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
34
Итоговая контрольная работа по курсу

Кол-во
часов

1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1

6 класс (34 часов)
№

Тема урока

1

Колво
часов
1

Вводный урок

Характеристика основных видов деятельности
Научатся работать с учебной и внешкольной
информацией, использовать современные источники
информации.
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других
людей.
Понимать значение нового курса для развития личности
Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу,
живет и развивается в нем.
Получат возможность научиться: понимать себя,
анализировать свои поступки, чувства, состояния,
приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия
«индивидуальность» Использовать элементы причинно –
следственного анализа при характеристике социальных
параметров личности

2-3

Принадлежность
двум мирам

4-5

Человек
личность.

–

2

6-7

Отрочество
–
особый
возраст
Отрочество
—
особая пора
Отрочество
—
особая пора
Потребности
человека.

2

Описывать отрочество как особую пору жизни.
Раскрывать
на конкретных примерах
значение
самостоятельности как показателя зрелости

2

10-11

Когда возможности
ограничены

2

12-13

Мир увлечений

2

Контрольная

1

Научатся: раскрывать основные черты духовного мира
человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом
учебника; анализировать таблицы; решать логические
задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Находить и обрабатывать информацию, использовать
различные источники данных, представлять и обсуждать
различные материалы.
Способность сознательно организовывать и регулировать
свою деятельность.
Работать с учебной и внешкольной информацией,
использовать современные источники информации.
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других
людей.
Понимать основные понятия темы, уметь их применять.
Высказывать собственную точку зрения. Выслушивать и
принимать во внимание взгляды других людей. Находить
и обрабатывать информацию, использовать различные
источники данных, представлять и обсуждать различные
материалы.
Научатся: определять, что такое деятельность человека,

8-9

14

2

работа по
«Загадка
человека».

теме

его духовный мир.
Получат возможность научиться: работать с текстом
учебника; анализировать таблицы; решать логические
задачи; высказывать собственное мнение, суждения

15-16

Деятельность
человека

2

17-18

Труд –
основа
жизни. В.П. Неделя
Правовых знаний

2

19-20

Учение
деятельность
школьника

–

2

21-22

Познание
человеком мира и
себя

2

23

Контрольная
работа по теме
«Человек и его
деятельность»

1

24-25

Отношения
окружающими

с

2

26-27

Общение. В.П.День
присоединения
Крыма к России

2

28-29

Человек в группе

2

Научатся: формировать представление о деятельности
человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом
учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать
собственное мнение, суждения
Объяснять значение трудовой деятельности для личности
и общества. Характеризовать особенности труда как
одного из основных видов деятельности человека.
Отличать материальную и моральную оценку труда
Характеризовать учебу как основной труд школьника.
Опираясь на примеры из художественных произведений,
выявлять позитивные результаты учения. С опорой на
конкретные
примеры
характеризовать
значение
самообразования для человека. Оценивать собственное
умение учиться и возможности его развития. Выявлять
возможности практического применения получаемых в
школе знаний.
Характеризовать особенности познания человеком мира
и самого себя. Оценивать собственные практические
умения, поступки, моральные качества, выявлять
динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими
людьми. Приводить примеры проявления различных
способностей людей
Научатся: определять основные понятия к главе «Человек
и его деятельность».
Получат возможность научиться: работать с текстом
учебника; анализировать таблицы; решать логические
задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Описывать межличностные отношения и их отдельные
виды. Показывать проявления сотрудничества и
соперничества на конкретных примерах. Описывать с
опорой на примеры взаимопомощи и сотрудничества
людей в обществе. Оценивать собственное отношение к
людям
других
национальностей
и
другого
мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в
которых проявились солидарность, толерантность,
лояльность, взаимопонимание.
Характеризовать общение как взаимные деловые и
дружеские отношения людей. Иллюстрировать с
помощью примеров различные цели и средства общения.
Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.
Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций
особенности общения со сверстниками, старшими и
младшими. Оценивать собственное умение общаться
Описывать большие и малые, формальные и
неформальные группы. Приводить примеры таких групп.
Характеризовать
и
иллюстрировать
примерами

30-31

Отношения
сверстниками

со

2

32

Конфликты
межличностных
отношениях

в

1

33

Семья и семейные
отношения
Обобщение
и
систематизация
знаний по теме
«Человек
среди
людей».
Контрольный
тест на годовой
промежуточной
аттестации

1

34

1

групповые нормы. Описывать с опорой на примеры
взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других
национальностей и другого мировоззрения. Исследовать
практические ситуации, в которых проявились
солидарность,
толерантность,
лояльность,
взаимопонимание.
Использовать элементы причинно – следственного
анализа при характеристике социальных связей младшего
подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской
поддержки сверстников для человека. Оценивать
собственное умение общаться с одноклассниками
Описывать сущность и причины возникновения
межличностных конфликтов. Характеризовать варианты
поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем
заключается конструктивное разрешение конфликта.
Иллюстрировать объяснения примерами. Выявлять и
анализировать собственные типичные реакции в
конфликтной ситуации
Сравнивать виды семей. Исследовать несложные
практические ситуации, связанные с отношениями в
семье,
типичными
для
разных
стран
и
исторических собственную точку зрения на значение
семьи
Знать основные понятия курса, уметь их применять.
Высказывать собственную точку зрения. Выслушивать и
принимать во внимание взгляды других людей. Находить
и обрабатывать информацию, использовать различные
источники данных, представлять и обсуждать различные
материалы.

7 класс (34 часов)
№
1-2

3-4

5-6

Тема урока

Кол-во
Характеристика основных видов деятельности
часов
учащихся
Как
устроена
2
Выполнять несложные познавательные и практические
общественная жизнь.
задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности
человека в разных сферах общества. Наблюдать и
характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни
Что значит жить по
2
Раскрывать роль социальных норм как регуляторов
правилам .
общественной жизни и поведения человека. Различать
отдельные виды социальных норм
Экономика
и
её
2
Объяснять
сущность
проблемы
ограниченности
основные участники
экономических ресурсов. Различать основных участников
экономической
деятельности:
производителей
и
потребителей, предпринимателей и наёмных работников.
Раскрывать на примерах значение рационального
поведения субъектов экономической деятельности

7-8

Производственная
деятельность
человека.

9-10 Обмен,
реклама.

2

торговля,

2

11-12 Домашнее хозяйство.

2

13

Бедность
богатство
.

и

1

14

Практикум по теме
«Человек
в
экономических
отношениях».

1

15-16 Человек в обществе:
труд и социальная
лестница.

2

Производство — основа экономики. Раскрывать роль
производства в удовлетворении потребностей общества.
Натуральное и товарное хозяйство. Материальные
(экономические) блага.
Характеризовать
факторы,
влияющие
на
производительность
труда.
Объяснять
значение
разделения труда в развитии производства. Различать
общие, постоянные и переменные затраты производства
Анализировать и оценивать с
позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя.
Грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях. Объяснять условия
осуществления обмена в экономике. Характеризовать
торговлю и её формы как особый вид экономической
деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии
торговли. Выражать собственное отношение к рекламной
информации.
Оценивать своё поведение с точки зрения рационального
покупателя
Характеризовать экономику семьи. Анализировать
структуру семейного бюджета.
Сопоставлять свои потребности и возможности,
оптимально распределять свои материальные и трудовые
ресурсы.
Составлять семейный бюджет.
Выполнять несложные познавательные и практические
задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности
человека. Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Приводить примеры различных источников доходов
семьи. Различать обязательные и произвольные расходы.
Описывать закономерность изменения потребительских
расходов семьи в зависимости от доходов.
Раскрывать
на
примерах
проявления
богатства
материального и духовного. Различать прожиточный
минимум и потребительскую корзину. Объяснять
причины неравенства. доходов в обществе. Описывать
различные формы перераспределения доходов.
Обобщить знания и расширит опыт решения
познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников
Объяснять с помощью примеров значение интересов в
продвижении человека по социальной лестнице.
Раскрывать влияние социального окружения на
положение человека в обществе. Обосновывать связь
профессионализма и жизненного успеха. Выполнять
несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в
разных сферах общества. Учитывать общественные

17-18 Зачем
людям
государство.
В.П.
Неделя
Правовых знаний

2

19-20 Почему
законы.

2

важны

21-22 Культура
и
достижения.

23

её

2

Контрольная работа
по теме «Мы живём
в обществе»

1

24-25 Наша
страна
карте мира

26

на

Государственные
символы России .

Конституция
Российской
Федерации.
В.П.День
присоединения
Крыма к России
28-29 Гражданин России.
27

2

1

1

2

потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности
Объяснять причины возникновения государства.
Характеризовать важнейшие признаки государства.
Раскрывать задачи (функции) государства на примере
современного российского государства.
Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых
необходимы документы, удостоверяющие личность и её
права (паспорт, СНИЛС)
Объяснять и конкретизировать с помощью примеров
такие задачи государственных законов как установление и
поддержание порядка, равенства всех перед законом,
Оценивать сущность и значение правопорядка и
законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие.
Осознанно содействовать защите правопорядка в
обществе правовыми способами и средствами.
Характеризовать развитие отдельных областей и форм
культуры, выражать своё мнение о явлениях культуры.
Описывать явления духовной культуры. Находить и
извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа. Описывать духовные
ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним. Описывать процессы создания,
сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры
Обобщить знания и расширит опыт решения
познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников
Описывать положение Российской Федерации на карте
мира.
Приводить примеры проявления патриотизма из истории
и жизни современного общества. Характеризовать
функции русского языка как государственного
Описывать
основные
государственные
символы
Российской Федерации. Знать текст гимна России.
Использовать дополнительные источники информации
для создания коротких информационных материалов,
посвящённых государственным символам России
Конституция как основной закон страны.
Конституция РФ как юридический документ

Объяснять
на
примерах
сущность
понятия
«гражданственность»; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества.
Использовать знания и умения для формирования
способности уважать права других людей, выполнять свои

обязанности гражданина РФ

30

Мы
—
многонациональный
народ.

1

Защита Отечества
Практикум по теме
II.

1

32-33 Итоговое повторение
и обобщение по
курсу.
35 Контрольный тест
на
годовой
промежуточной
аттестации

2

31

1

Характеризовать
и
конкретизировать
примерами
этнические и национальные различия. Показывать на
конкретных примерах исторического прошлого и
современности
российского
общества проявления
толерантного
отношения
к
людям
разных
национальностей
выбирать средства достижения индивидуальной и
групповой цели, работать по плану, сверяясь
с целью, оценивать степень достижения учебной цели
выбирать средства достижения индивидуальной и
групповой цели, работать по плану, сверяясь
с целью, оценивать степень достижения учебной цели.
Знать основные понятия курса, уметь их применять.
Высказывать собственную точку зрения. Выслушивать и
принимать во внимание взгляды других людей. Находить
и обрабатывать информацию, использовать различные
источники данных, представлять и обсуждать различные
материалы.

8 класс (34 часов)
№
1

2

3

Тема урока

Кол-во
Характеристика основных видов деятельности
часов
учащихся
Что делает человека
1
Выявить отличия человека от животных.
человеком?
Объяснять человеческие качества. Различать
биологические
и
природные
качества
человека.
Характеризовать
и
конкретизировать
примерами
биологическое
и социальное в человеке. Определять своё отношение к
различным качествам человека.
Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснять понятие «самореализация».
Определять и конкретизировать примерами
сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры видов деятельности
Человек, общество,
1
Характеризовать возможности человеческого разума.
природа.
Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
Оценивать утверждение о связи природы и общества и
аргументировать свою оценку. Конкретизировать на
примерах влияние природных условий на людей.
Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать
сделанные выводы
Общество
как
1
Выделять существенные признаки общества.
форма
Называть сферы общественной жизни и характерные для
жизнедеятельности
них социальные явления. Показывать на конкретных
людей.
примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Развитие общества.

1

Контрольная работа
по
разделу
«Личность
и
общество»..
Сфера
духовной
жизни.

1

7

Мораль.

1

8

Мораль
ответственность

9

Образование.

1

10

Наука
в
современном
обществе.
Религия как одна из
форм культуры.

1

Влияние искусства
на
развитие
общества
и
личности.

1

4

5

6

11

12

и

1

1

1

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с
переходом в постиндустриальное общество. Анализировать
факты социальной действительности, связанные с
изменением структуры общества. Раскрывать смысл
понятия «общественный прогресс». Приводить примеры
прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и конкретизировать фактами социальной
жизни перемены, происходящие в современном обществе
(ускорение общественного развития). Использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике глобальных проблем
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников
Определять
сущностные
характеристики
понятия
«культура». Различать и описывать явления духовной
культуры. Находить и извлекать социальную информацию
о достижениях и проблемах культуры из адаптированных
источников.
Характеризовать
духовные
ценности
российского народа. Выражать своё отношение к
тенденциям в культурном развитии
Объяснять
роль
морали
в
жизни
общества.
Характеризовать
основные
принципы
морали.
Характеризовать
моральную
сторону
различных
социальных ситуаций. Использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влияния мораль-ных
устоев на развитие общества и человека. Осуществлять
рефлексию своих нравственных ценностей.
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным
поступкам, поведению других людей
Оценивать значение образования в
информационном обществе. Извлекать информацию о
тенденциях в развитии образования из различных
источников. Характеризовать с опорой на примеры
современную
образовательную
политику
РФ.
Обосновывать
своё
отношение
к
непрерывному
образованию
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном
обществе
Определять сущностные характеристики религии и её роль
в культурной жизни. Объяснять сущность и значение
веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести.
Оценивать своё отношение к религии и атеизму
Извлекать информацию об особенностях искусства из
различных текстов.
Классифицировать информацию о видах искусства и
средствах создания образов. Сравнивать искусство с
другими формами культуры.
Характеризовать с опорой на примеры особенности

13

Контрольная работа
по разделу «Сфера
духовной
культуры.»

1

14

Социальная
структура
общества.

1

15

Социальные
статусы и роли.

1

16

Семья как
группа.

малая

1

17

Нации
и
межнациональные
отношения.

1

18

Социализация
личности
и
отклоняющееся
поведение. В.П.
Неделя Правовых
знаний

1

искусства и его влияние на личность
Определять
собственное
отношение
к
явлениям
современной жизни. Уметь применять нравственные нормы
к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять
нравственный аспект поведения. Соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами. Уметь
строить устное речевое высказывание, слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Выявлять и различать разные социальные общности и
группы. Раскрывать причины социального неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной
мобильности
Характеризовать причины социальных
конфликтов, используя межпредметные
связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать социальную информацию о
структуре общества и направлениях её изменения из
адаптированных источников различного типа
Называть позиции, определяющие статус личности.
Различать предписанный и достигаемый статусы.
Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой
репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий
по тендерному признаку, показывать их проявление в
различных социальных ситуациях. Описывать основные
социальные роли старших подростков. Характеризовать
межпоколенческие
отношения
в
современном
обществе.
Выражать
собственное отношение к проблеме нарастания разрыва
между поколениями
Знать и правильно использовать понятия «функции семьи»,
«семейные роли», «ценности семьи». Описывать ролевые
позиции членов семьи.
Конкретизировать семейные роли, функции и ценности
примерами.
Выражать собственное отношение к содержанию семейных
ролей и ценностям
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте
понятия
«этнос»,
«нация»,
«национальность».
Конкретизировать
примерами
из
прошлого
и
современности значение общего исторического прошлого,
традиций
в
сплочении
народа.
Характеризовать
противоречивость
межнациональных
отношений
в
современном мире.
Объяснять причины возникновения межнациональных
конфликтов и характеризовать возможные пути их
разрешения
Объяснять
причины
отклоняющегося
поведения.
Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Оценивать социальное значение
здорового образа жизни

19

Социальная
политика
государства.

1

20

Контрольная
по
разделу
«Социальная
сфера».
Экономика и её
роль
в
жизни
общества.

1

22

Главные вопросы
экономики.

1

23

Рыночная
экономика.

1

24

Производство
основа экономики.

1

25

Предпринимательск
ая деятельность.

1

21

1

Характеризовать
государственные
механизмы
осуществления социальной политики.
Описывать основные направления социальной политики
государства. Приводить примеры социальной защиты
населения.
Оценивать роль государства в развитии социальных
отраслей
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять
проблему ограниченности экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага. Приводить
примеры принятия решения на основе экономического
выбора
Описывать и иллюстрировать примерами решения
основных вопросов участниками экономики. Различать и
сопоставлять основные типы экономических систем.
Характеризовать способы координации хозяйственной
жизни в различных эк. системах
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов
организации экономической жизни. Характеризовать
условия функционирования рыночной экономической
системы. Описывать действие рыночного механизма
формирования цен на товары
и услуги. Формулировать собственное мнение о роли
рыночного механизма регулирования
экономики в жизни общества
Объяснять решающую роль производства
как источника экономических благ.
Различать товары и услуги как результат
производства. Называть и иллюстрировать примерами
факторы производства.
Находить и извлекать социальную
информацию о производстве из адаптированных
источников.
Исследовать
несложные
практические
ситуации, связанные с использованием различных способов
повышения эффективности производства
Описывать социально-экономические роль и функции
предпринимательства.
Сравнивать
различные
организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки
малого бизнеса. Выражать собственное отношение к
проблеме соблюдения морально-этических норм в
предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия
в предпринимательской деятельности

26

Роль государства в
экономике.

1

27

Инфляция
и
семейная
экономика. В.П.Ден
ь
присоединения
Крыма к России

1

28

Банковские услуги.

1

29

Страховые услуги.

1

30

Рынок
труда
безработица.

31

Современный
работник.

32-33 Экономика.

и

1

1

1

Характеризовать экономические функции
государства. Описывать различные формы вмешательства
государства в рыночные отношения. Различать прямые и
косвенные
налоги.
Раскрывать
смысл
понятия
«Государственный
бюджет».
Приводить
примеры
государственной политики регулирования доходов и
расходов
Различать номинальные и реальные доходы граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные доходы и
уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать
примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь
семейной экономики с инфляционными процессами в
стране. Оценивать способы использования сбережений
своей
семьи
с
точки
зрения
экономической
рациональности.
Характеризовать
роль
банков
в
сохранении, приумножении доходов населения
Характеризовать и конкретизировать примерами основные
финансовые услуги банка.
Объяснять экономический смысл потребительского
кредитования.
Различать виды и потребительскую полезность платёжных
карт.
Описывать роль дистанционных форм банковского
обслуживания.
Выражать собственное отношение к правилам финансовой
безопасности
Раскрывать
социальную
значимость
страхования.
Приводить примеры видов страхования.
Определять целесообразность страхования различных
рисков. Оценивать роль страхования в формировании
своих сегодняшних и завтрашних доходов. Называть
качества финансово грамотного человека
Описывать действие рыночного механизма на рынке труда.
Характеризовать безработицу как закономерное явление
рыночной экономики. Называть и описывать причины
безработицы. Различать экономические и социальные
последствия безработицы. Объяснять роль государства в
обеспечении
занятости.
Оценивать
собственные
возможности на рынке труда
Характеризовать требования к работнику в условиях рынка
труда. Называть личностные качества работника.
Конкретизировать
на
примерах
влияние
уровня
профессионализма
работника
на
результат
производственной деятельности.
Раскрывать преимущества профессионализма личности.
Обосновывать связь профессионализма и жизненного
успеха
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников

34

Контрольный тест
на
годовой
промежуточной
аттестации

1

Знать основные понятия курса, уметь их применять.
Высказывать собственную точку зрения. Выслушивать и
принимать во внимание взгляды других людей. Находить и
обрабатывать информацию, использовать различные
источники данных, представлять и обсуждать различные
материалы.

Кол-во
часов

Характеристика основных видов деятельности
учащихся

1

Знать, что такое политика, какую роль играет политика в
жизни общества.
Уметь называть главные особенности политической
власти; осуществлять поиск социальной информации в
различных источниках
Знать признаки и формы государства.
Уметь называть различные точки зрения причин
появления государства; сравнивать конституцию и
абсолютную
монархию
Знать, что означает понятие «политический режим»,
основные
виды
политических
режимов.
Уметь сравнивать тоталитарный и авторитарный
режимы; характеризовать развитие демократии в
современном обществе
Знать принципы правового государства.
Уметь характеризовать ветви власти; объяснять смысл
понятия «право выше власти»; осуществлять поиск
социальной информации; работать со схемой
Знать основные признаки гражданского общества.
Уметь объяснять различия между государственным
управлением и местным самоуправлением; работать с
документом по заданному алгоритму
Знать, при каких условиях человек может сознательно
участвовать в политической жизни.
Уметь оценивать значение принципов конституционного
строя; формулировать на основе приобретенных
правовых знаний собственные суждения и аргументы;
применять правовые и социально-экономические знания
в процессе решения познавательных и практических
задач
Знать, что такое политические партии и общественные
движения.
Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий;
объяснять, почему в обществе возникают общественнополитические
движения;
анализировать
роль
политических
партий
и общественных движений в современном мире

9 класс (34 часов)
№

1

Тема урока

Политика
власть

и

2-3

Государство

2

4-5

Политические
режимы

2

6

Правовое
государство

1

7

Гражданское
общество
государство

1
и

8

Участие граждан
в политической
жизни

1

9

Политические
партии
и движения

1

10

Межгосударствен
ные отношения

1

11

Контрольная
работа по теме
«Политика»

1

12-13

Основы
конституционног
о строя РФ

2

14-15

Права
и
свободы
человека
и
гражданина

2

16-17

Высшие органы
государственной
власти в РФ
Россия
–
федеративное
государство. В.П.
Неделя Правовых
знаний
Судебная система
РФ

2

21

Правоохранитель
ные органы РФ

1

22

Контрольная
работа по теме
«Гражданин
и
государство»

1

23

Роль
права в
жизни человека,
общества
и
государства

1

24

Правоотношения
и субъекты права

1

18-19

20

Знать что такое межгосударственные отношения
Уметь анализировать текст, объяснять смыл понятий;
характеризовать виды межгосударственных отношений
Знать основные положения главы «Политика».
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы, высказывать собственную точку зрения или
обосновывать известные
Знать, почему конституция является законом высшей
юридической силы; принципы правового государства.
Уметь характеризовать
исторические этапы развития конституции в России;
анализировать
основные
принципы
правового
государства; на основе ранее изученного материала
решать проблемные
задачи
Знать особенности юридических норм (прав человека).
Уметь характеризовать значимость права; анализировать
правовые и юридические документы; делать выводы,
отвечать на вопросы, давать определение понятий;
определять значимость защиты прав человека; работать с
документом по заданному алгоритму
Объяснять способ формирования высших органов власти
РФ. Различать их полномочия.

2

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

1

Называть основные принципы судопроизводства.
Характеризовать юрисдикцию разных типов судов.
Объяснять особенности правового статуса судей.
Называть правоохранительные органы РФ. Различать
сферу деятельности правоохранительных органов, в том
числе
судебной
системы.
Приводить
примеры
деятельности правоохранительных органов. Исследовать
несложные практические ситуации, связанные с
деятельностью правоохранительных органов
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Уметь объявлять явления и процессы социальной
действительности с опорой на изученные понятия.
Анализировать реальные социальные ситуации. Уметь
выполнять познавательные и практические задания. в том
числе с использованием проектной деятельности.
Знать основное назначение права в обществе, что закон
является нормативным актом высшей юридической силы.
Уметь объяснять смысл основных понятий, выявлять
существенные признаки понятия «право»; давать
сравнительную
характеристику
позитивного
и
естественного права
Знать, что такое правоотношения, чем правоотношение
отличается от других социальных отношений.

25

Правонарушения
и
юридическая
ответственность

1

26-27

Гражданские
правоотношения.
В.П.День
присоединения
Крыма к России

2

28

Право
на труд. Трудовые
правоотношения

2

29

Семья
под
защитой закона

1

30

Административн
ые
правоотношения

1

31

Уголовноправовые
отношения

1

32

Правовое
регулирование
отношений
в
сфере
образования

1

33

Международноправовая защита
жертв
вооруженных
конфликтов
Итоговая

1

34

1

Уметь характеризовать
субъекты
правоотношений;
работать с правовыми документами по заданному
алгоритму
Знать признаки и виды правонарушений; виды
юридической ответственности.
Уметь решать
практические
задачи; определять виды юридической ответственности;
работать с документами; на основе ранее изученного
материала; решать проблемные задачи
Знать суть гражданского права и особенности
гражданских правоотношений.
Уметь объяснять, в чем проявляется гражданская
дееспособность несовершеннолетних; характеризовать
виды гражданско-правовых договоров; делать выводы,
отвечать на вопросы, давать определение
Знать, какие права и обязанности включаются в
трудовой договор, в чем значение дисциплины труда.
Уметь анализировать документы, делать выводы;
характеризовать трудовые правоотношения
Знать, каковы условия вступления в брак и препятствия
к его заключению, что такое брачный договор; что
понимается под родительскими правами; какими правами
и обязанностями обладает ребенок; в чем сущность, цели
и принципы семейного права; в чем суть личных
и имущественных правоотношений супругов.
Уметь анализировать права и обязанности супругов,
родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы;
Знать, какую
сферу
общественных
отношений
регулирует административное право, в чем состоят
важнейшие черты административных правоотношений.
Уметь работать с документами; анализировать схему
«Административное право»; делать выводы, высказывать
собственные суждения
Знать особенности уголовно-правовых отношений.
Уметь определять,
какие
виды
наказаний
и
ответственности
несут
несовершеннолетние
правонарушители;
работать
с
документами;
анализировать схемы по теме правовых отношений
Знать, правомерно ли существование в России платных
учебных заведений в наши дни; что дает образованность
человеку для выполнения им его гражданских
обязанностей.
Уметь анализировать
модернизацию
современного
образования; характеризовать основные принципы
Конвенции
о
правах
ребенка;
работать
с документами
Знать, что называют международным гуманитарным
правом, кем и когда было принято МГП.
Уметь называть
особенности
и
значение
международного
гуманитарного
права;
работать с документами
Знать основные понятия курса «Обществознание.

контрольная
работа по курсу

9 класс».
Уметь находить
и
анализировать
информацию,
объяснять значение понятий; характеризовать проблемы
«Человек в современном обществе»; формулировать на
основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения; применять
правовые и
социально-экономические знания в процессе решения
познавательных и практических задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».